Экономьте на расходах на электроэнергию до 22%

Минэкономразвития предложило ликвидировать «перекрестку» в электроэнергетике за счет госбюджета (версия 1)

В МЭР ежегодные расходы на эти цели оценили в 402 млрд рублей. Учитывая объемы предполагаемых затрат, в Россетях считают предложение слишком радикальным. Между тем, потребители назвали его вполне реалистичным. Эксперты называют инициативу Минэкономики революцией в электроэнергетике и ожидают в случае ее осуществления снижения энергоцен на 10-15%.

МОСКВА, 17 июля (BigpowerNews) — Минэкономразвития опубликовало проект указа президента РФ о ликвидации за счет федерального бюджета перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Оценка объемов перекрестного субсидирования колеблется у различных ведомств. В 2018 году ФАС его оценивала в 220 млрд рублей, Минэнерго — в 390 млрд рублей.

В сводном отчете к проекту президетнского указа расходы бюджета РФ на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике оцениваются в 402 млрд рублей в год. «В реальности цифра вырастет до 450–500 млрд рублей»,— отмечает один из источников газеты «Коммерсант», добавляя, что подход «подразумевает колоссальные региональные бюджетные риски»,— существенная часть «перекрестки» распределяется через региональные тарифы, и потребуются постоянные трансферты из бюджета в регионы.

Документом предлагается учесть в бюджете на 2020−2021 годы субсидирование тарифов на электроэнергию для населения, для потребителей Дальнего Востока, Калининградской области и других регионов с особенностями работы энергорынков. Кроме того, предлагается субсидировать строительство мусоросжигающих ТЭС и электростанций, которые построят для обкатки российских газовых турбин большой мощности. Ранее предполагалось, что нагрузка по этим двум проектам ляжет преимущественно на крупную промышленность.

О субсидировании развития ВИЭ за счет госбюджета в документе не упоминается.

Документом предполагается, что все необходимые для исполнения указа нормативные правовые акты будут утверждены до 1 октября 2019 года.

Также в проекте предлагается принять меры по росту эффективности работы электросетей, в том числе оптимизировать их инвестпрограммы исходя из роста тарифов не более 2,5% ежегодно.

В Минэнерго воздержались от оценки предложений Минэкономразвития. «В министерстве энергетики РФ прорабатывают инициативу МЭР», — сообщили в пресс-службе ведомства. В ФАС пока не знакомы с проектом указа.

Между тем источники «Коммерсанта» в профильных министерствах и на энергорынке называют инициативу «единственно верной», поскольку она не приведет к росту нагрузки потребителей, но при этом «заведомо нереализуемой» — ее дальнейшее продвижение будет политически сложным.

Дополнительные расходы на такую сумму (402 млрд) невозможны без корректировки бюджетного правила, а его принятие — главное достижение первого вице-премьера Антона Силуанова и, как он не раз повторял, основа макроэкономической стабильности, отмечает газета.

ВПОЛНЕ РЕАЛИСТИЧНО

Промпотребители считают предложение МЭР вполне реалистичным. «Несмотря на многолетние обсуждения как сократить перекрестное субсидирование, его объемы, наоборот, только разрастаются, поэтому других способов, кроме как разрубить этот гордиев узел одним политическим решением, по-видимому, нет, и он представляется вполне реалистичным», — заявил заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко, слова которого приводит ПРАЙМ.

СЛИШКОМ РАДИКАЛЬНО

Между тем в «Россетях» предложение МЭР считают слишком радикальным. «В настоящее время объем перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе составляет не менее 230 млрд рублей, и его объем ежегодно растет. Несомненно, проблему перекрестного субсидирования решать надо. Но Минэкономразвития предложен слишком радикальный вариант решения – компенсировать расходы из федерального бюджета", — сказал РИА Новости источник в электросетевом холдинге.

По его словам, в компании считают, что к этой проблеме надо подходить комплексно и предусмотреть различные меры по ее решению: от введения механизмов адресной поддержки малоимущих граждан до распределения нагрузки по перекрестному субсидированию между всеми потребителями распределительного и магистрального сетевого комплекса.

«Предложения Минэкономразвития по ограничению темпов роста сетевых тарифов не более 2,5% ежегодно не согласуются с решениями правительства РФ о переходе к установлению в электросетевом комплексе долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по принципу «инфляция минус 0,1 процентного пункта», — сказал собеседник агентства.

ЭТО АБСОЛЮТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев назвал инициативу Минэкономики революционной. «Предложение Минэконома — абсолютная революция для российской электроэнергетики. До настоящего момента задачи государственного уровня, будь то сдерживание тарифов населения, поддержка Дальнего Востока и других регионов, решение проблемы обращения с отходами или поддержка энергетического машиностроения, оплачиваются за счет потребителей оптового рынка электроэнергии», — отметил Жихарев в интервью РИА Новости.

По оценке Жихарева, которую приводит ТАСС, ликвидация перекрестного субсидирования в электроэнергетике потенциально может привести к снижению конечных цен на электроэнергию для бизнеса на 10−15%, но в таком случае и тарифы для населения должны расти темпами выше инфляции. «Минэкономразвития предусматривает это в своем долгосрочном прогнозе, там тарифы для населения растут на 1 п. п. быстрее инфляции», —  напомнил он.

По оценке Жихарева, ликвидация перекрестного субсидирования в электроэнергетике за счет субсидий из федерального бюджета в случае поддержки этого предложения обойдется минимум в 300 млрд рублей в год. При этом он отмечает, что сейчас нельзя сказать, приведет ли это к равноценному снижению цен на электроэнергию для бизнеса.

«Если предложение Минэкономразвития будет поддержано, ежегодно в федеральном бюджете необходимо будет предусматривать субсидию не менее 300 млрд рублей. Отразится ли это равноценным снижением конечных цен для бизнеса или станет расцениваться как дополнительный инвестиционный источник энергетиков для решения новых масштабных задач, говорить пока рано», — добавил эксперт.

Источник